Энергосбережение – это не новые лампочки, а новый образ мыслей

10-ки млрд рублей, направленные на развитие сбережения энергии, потрачены впустую

Национальное объединение организаций в области сбережения энергии и энергоэффективности (НОЭ) в последние годы стало центром концентрации профессионалов и профессионалов. Тут вырабатываются не просто новые документы, а новенькая идеология энергопотребления. О том, что удалось сделать и какие задачки стоят перед НОЭ, мы беседуем с вице-президентом, управляющим Аппарата НОЭ Леонидом Питерским:

- Леонид Юрьевич, весной НОЭ исполнилось 5 лет. Какие цели ставили впереди себя его создатели, вышло ли то, что желали, либо в процессе задачки поменялись и стали более глобальными?

- НОЭ сначало создавалось как Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования – после выхода 261-го федерального закона появилось сильно много СРО в области энергоаудита (более 100). Мы понимали, что для работы на этом рынке необходимы единые эталоны и правила – потому и сделали НОЭ. К огорчению, к нам вступили только около 40 СРО, другие посчитали, что они могут работать без помощи других, им не необходимы единые эталоны и правила, и каждый жил сам по для себя.

Мы в рамках НОЭ проводили много обучающих семинаров – по наполнению энергетических паспортов, по проведению энергоаудита, ездили в Петербург, в Красноярск, в Хабаровск, в Нижний Новгород. Наши члены работали нормально, а в целом на рынке энергоаудита царствовал хаос – ожидаемо появился очень большой демпинг на услуги энергоаудиторов, аудит и энергопаспорта стали делать очень небережно, и вся мысль энергетических обследований построек, сначала, в экономной сфере, была развращена. В конечном итоге все свелось к наполнению энергопаспорта, а реального энергоаудита было изготовлено сильно мало. Рынок заполнили организации, которые желали просто заработать, воспользовавшись неведением и неграмотностью заказчика. А заказчику, который не достаточно что осознавал, нужна была бумажка с печатями СРО – и все. Потому через 2 года энергоаудит начал понемногу сходить на нет, компании, которые пришли первыми и сделали плохой энергоаудит, достигнули того, что отношение к нему у органов власти стало очень отрицательным.

На этом фоне и НОЭ необходимо было перестраивать свою работу, тем паче мы сообразили, что проблематика сбережения энергии и энергоэффективности намного обширнее, и энергоаудит – это только 1-ый шаг. Потому на IV съезде НОЭ мы приняли решение расширить нашу сферу деятельности, после этого к нам вступили энергосервисные компании, отдельные компании-энергоаудиторы, банки, страховые компании, и мы стали комплексно работать над реализацией 261-го федерального закона. В конечном итоге власть сообразила, что с нами можно сотрудничать по всем вопросам, которые касаются сбережения энергии и увеличения энергоэффективности. К огорчению, основная масса чиновников не соображает самой темы сбережения энергии – сверху от их требуют, а они не знают, что им делать. В этой ситуации все они почаще обращаются к спецам НОЭ.

- 5 лет прошло – какие самые главные итоги и заслуги может предъявить НОЭ?

- За 5 лет нам удалось достигнуть консолидации вопросов, которые связаны с энергоэсбережением, и экспертов, которые этим занимаются, на одной площадке – вокруг НОЭ. Это и наши члены, и посторонние организации, но все они тут, они не лицезреют собственной предстоящей деятельности в отрыве от НОЭ. Это наибольшая наша награда, и тот авторитет, который заработало НОЭ и в органах власти, и в проф обществе – это наше самое огромное достижение за 5 лет.

Увлекательный факт: когда в последний раз в закон 261-ФЗ вносились 16 поправок, они все были приняты слово в слово в том варианте, как написали специалисты НОЭ. Мы этим гордимся.

- Есть закон, проводятся разные мероприятия – но работает ли сама система сбережения энергии?

- К огорчению, она работает далековато не потому что планировалось. Когда только вышел указ Президента Русской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О неких мерах по увеличению энергетической и экологической эффективности русской экономики» и был принят 261-й закон, правительство выделяло очень огромные средства регионам в качестве субсидий на увеличение энергоэффективности - до 50 миллиардов рублей в год. К огорчению, эти средства в основной собственной массе так и не были распределены. Многие регионы даже не смогли верно составить заявку, чтоб получить эти средства, так как не было профессионалов и было полное недопонимание вопроса. В главном все пошло по пути уличного освещения и других самых обычных вещей. Недаром в быту 261-й закон стали именовать законом о лампочках.

Не считая того, в тот момент не было даже механизма возврата денег, так как поправки в закон, касающиеся энергосервиса, были внесены позднее. И этот разрыв в нормативной базе не отдал способности пользоваться средствами, которые выделяло правительство на первом шаге.

А позже начался кризис, и финансирование вполне закончилось, механизмы до конца не доработаны, энергоаудит в экономной сфере практически отменен.

Потому на данный момент Минэнерго перебегает на декларации об сбережении энергии и повышении энергетической эффективности, которые должны предоставлять экономные организации всех уровней и компании, работающие с экономными средствами (приказ Минэнерго Рф от 30 июня 2014 г. № 401 «Об утверждении порядка представление инфы об сбережении энергии и о повышении энергетической эффективности»). Но ситуация может сложиться такая же, как и с энергопаспортами – а кто будет заполнять эти декларации? На данный момент их наполнение никто не держит под контролем, неважно какая экономная организация может поставить те числа, которые ей прибыльны и увлекательны, чтоб преподать себя в неплохом свете.

НОЭ вместе с Минэнерго участвует в разработке новейшей формы декларации, и мы боремся, сначала за то, что этот документ должны составлять независящие спецы – тогда ему можно будет как-то доверять.

- Вы уже упомянули, что регионы не смогли взять выделенные им средства, а губернаторы вообщем заинтересованы в сбережении энергии?

- У нас есть несколько передовых регионов, но в целом все находится в зависимости от губернатора и его осознания этого вопроса. Очень отлично в этом направлении работает Ярославская и Мурманская области, Ханты-Мансийской автономный округ, там губернаторы понимают, какую выгоду это может принести регионам. По моим оценкам, около 30% губернаторов заинтересованы в вопросах сбережения энергии и оказывают помощь на местах тем, кто занимается этой темой.

А в целом необходимо организовывать некоторый ликбез для губернаторов и глав городских образований – для начала.

- Кто это должен делать – федеральное правительство либо публичные организации?

- Федеральное правительство решало такую попытку, и в 2010-2012 годах выделялось 7-8 млрд рублей на подготовку профессионалов, ответственных за сбережение энергии в экономной сфере. Но, к огорчению, приезжали обучаться люди, которым это не надо. К примеру, от больницы либо поликлиники приезжала обучаться кастелянша либо завхоз, от школы – учитель труда, другими словами люди, которые совсем далеки от этого вопроса и не имеют технического образования. А ведь в поликлинике таким ответственным лицом должен быть главврач, в школе – директор, но потому что они очень заняты, у их нет времени уехать на учебу. Потому эти средства, к огорчению, тоже ушли в песок.

Разумеется, что в области сбережения энергии необходимо выстраивать стройную систему, а не проводить отдельные мероприятия. Мы на данный момент прорабатываем, как должна работать энергоэффективность на всем цикле строения – от проектирования до утилизации. Если нам получится сделать этот механизм, не противоречащий интересам отдельных ведомств, он будет работать. И параллельно мы выстраиваем денежные и экономные механизмы, чтоб можно было высчитать экономию, которая получается из-за энергосервиса.

- Все, что на данный момент наблюдается в области энергоэффективности, – это некоторое броуновское движение, где каждый движется по собственной линии движения и решает свои вопросы. Может ли НОЭ стать центром, где хаос начнет преобразовываться в порядок?

- НОЭ как раз и становится таким центром. Напомню, что у нас пару лет вспять было сотворено Русское энергетическое агентство (РЭА) с филиальной сетью центров энергоэффективности в каждом регионе. Но, к огорчению, я знаю не много примеров, где бы эти муниципальные центры реально работали. А средства снова же выделялись очень огромные. И если 1-ое время РЭА было на слуху, то на данный момент оно есть, а работы его не видно.

НОЭ хочет обратиться к Президенту и Председателю Правительства с предложением о разработке Государственного совета при Президенте Рф по сбережению энергии и увеличению энергетической эффективности. Туда, кроме представителей разных министерств, должно войти и профсообщество, которое осознает, что делать. Если б этот совет реально заработал, нам бы удалось продвинуться довольно далековато.

- Как работа НОЭ соответствует европейским и мировым тенденциям?

- Мы идем по такому же пути, как Европа. Единственная разница – в Европе мотивация сбережения энергии для населения и для чиновников – это сокращение выбросов углекислого газа, борьба за экологию, энергетическая безопасность, дорогие энергоресурсы. У нас этой мотивации, к огорчению, нет. За экологию и чистоту воздуха у нас люди не привыкли биться, энергоресурсы довольно дешевенькие, и мы ими обеспечены на много лет вперед.

- А чем тогда можно мотивировать наше население?

- Мы пока так и не выдумали мотивацию для нашего общества – а это самое главное, что необходимо сделать. Естественно, с течением времени она возникнет, при этом такая же, как в Европе, но лет через 10. Мне очень понравилось выражение директора Департамента сбережения энергии и увеличения энергетической эффективности Минэнерго Рф Александра Митрейкина - он произнес, что у нас на сбережение энергии колоссальный отложенный спрос. Но если мы на данный момент не будем этим заниматься, не будем лупить во все колокола, через 10 лет мы отстанем от всего мира. Мы на данный момент уже отстаем, а тогда разрыв будет колоссальный.

- А не становится ли НОЭ всей собственной работой поперек дороги нашим самым основным ресурсодобывающим и энергетическим компаниям?

- Да, у нас в стране есть огромные противоречия меж энегодобывающими компаниями, ресурсными организациями, поставщиками энергоресурсов и теми, кто бережет. Но тут есть очень отличные примеры в той же Франции, когда ответственность за увеличение энергоэффективности правительство возложило на энергоснабжающие организации.

В Европе ни одна энергоснабжающая организация не имеет права увеличивать тарифы до того времени, пока она не уменьшила поставку энергоресурсов. Другими словами тариф увеличивать можно, но при всем этом ты должен сделать так, чтоб потребитель стал меньше расходовать энергии. Это довольно прибыльно, так как увеличивается энергобезопасность страны, ресурсов необходимо меньше, а сбывающие компании ничего не теряют в деньгах.

- Как можно провоцировать к сбережению энергии нашего рядового потребителя? К примеру, в Германии при установке энергосберегающих окон человек получает около 1000 евро от страны. Можно ли схожее сделать в Рф?

- В Стране восходящего солнца, к примеру, если владелец меняет домашнюю технику на энергосберегающую, 40% цены компенсирует правительство. Во Франции энергосервисые компании предлагают домовладениям термические насосы за собственный счет и позже просто уменьшаются ресурсы, за которые нужно платить. Стимулов в Европе и в мире сильно много, у нас они отсутствуют напрочь.

- В той «дорожной карте» по сбережению энергии, которая внесена в Правительство, что-то из этих мер предвидено?

- Вопрос довольно непростой. Мы занесли в «дорожную карту» предложения по налоговым льготам, по стимулированию сбережения энергии. У нас на данный момент есть налоговые льготы для хозяев построек класса А – они на три года освобождаются от уплаты налога на имущество, и это работает. Но эту льготу застройщику нерентабельно использовать, так как он должен дать зданию класса А гарантийный срок 10 лет. Естественно, если застройщик строит здание себе и позже будет его эксплуатировать, ему таковой закон выгоден.

- Все технологии и материалы, повышающие энергоэффективность построек, очень недешевые…

- Я бы не произнес, что это очень недешево. Удорожание строительства при повышении класса энергоэффективности составляет 10-15% от сметной цены. Но наибольшая неудача – нарушение технологий при строительстве.

Желаю привести таковой пример: в Москве и Белгороде по одному и тому же проекту построены два совсем схожих строения. В Москве в среднем расход на квадратный метр выходит около 150-160 кВт/час в год. В Белгороде строительство строения контролировалось на каждом шаге, в том числе сокрытые работы, – там энергопотребление составляет 72 квт/час на кв. метр, вдвое меньше! Другими словами, качество строительства увеличивает энергоэффективность вдвое.

- Ну, так что, сейчас на каждую стройку поставить надсмотрщика? Это нереально!

- Естественно! Этим должна заниматься сама генподрядная организация, и она должна быть заинтересована в результатах работы. Я думаю, что если то, что мы занесли в «дорожную карту», будет реализовано, ситуация поменяется. Дело в том, что там заложен до боли просто механизм: приемка строения в эксплуатацию только после проведения энергетических обследований для того, чтоб узнать, сколько здание потребляет по факту, а не по проекту. Если есть огромное отклонение от проектной документации, застройщик должен довести здание до разума за собственный счет, по другому он просто не сдаст его в эксплуатацию и не сумеет продавать те же квартиры либо кабинеты. И потому в процессе строительства контроль будет еще жестче.

- Что планирует и ожидает себе НОЭ на наиблежайшие годы?

- Что мы ждем? Сначала осознания страны, что достигнуть энергоэффективности и сбережения энергии нереально, просто махая шашками, что это долгая, тщательная, системная работа, что тут не должно быть разобщенности. Весь этот механизм должен работать, как часы - строители, проектировщики, производители стройматериалов и инженерных систем, химики, которые разрабатывают новые материалы, управляющие компании в ЖКХ.

Сбережение энергии и энергоэффективность – это забота о нашем будущем, о наших детях и внуках, и это тоже необходимо осознавать. Если мы на данный момент этим не займемся – энергоресурсы когда-то завершатся. Потому я очень надеюсь, наши граждане усвоют, что чем растрачивать средства на дорогие энергоресурсы, лучше навести их на свое образование, культуру, улучшение свойства жизни, что нужно дышать незапятнанным воздухом, что в этой жизни самое главное – чистота среды.

Самое главное, что в нашей сфере деятельности есть сильно много энтузиастов, которые работают не за средства. Я очень рад, что занимаюсь этим, так как тут на пути встречаются люди, которые от всей души и обоснованно веруют, что предстоящая жизнь без сбережения энергии невозможна, и стараются поменять нашу жизнь.

Обои виниловые Палитра Gauze бежевые 0.53 м 6233-21

**Направьте внимание на номер партии обоев: рулоны из различных партий могут различаться цветом. Если партии не хватает на все стенки, оклейте каждую стенку одной партией.**Виниловые обои употребляются для покрытия стенок в гостиных, спальнях, коридорах и офисных помещениях. Винил на картонной базе делается только из натуральных материалов, благодаря этому он неопасен для аллергиков и малеханьких малышей. Покрытие не опасается воздействия света и воды. Стабильно оно и к воздействию моющих средств. Универсальный бежевый колер отлично смешивается с разными предметами декора.

Достоинства: